О мерах по улучшению состояния региональных и муниципальных дорог

О мерах по улучшению состояния региональных и муниципальных дорог

Селекторное совещание.

Д.Медведев: Добрый день! Мы сегодня собрались, чтобы обсудить, как улучшить состояние дорог, прежде всего региональных и местных. Тема весьма актуальная, поднималась неоднократно и на «Прямой линии» с Президентом, и во время моих встреч в регионах как с представителями партии «Единая Россия», так и просто с людьми. Во время поездок, кстати сказать, я тоже стараюсь по мере возможности за всем этим хозяйством следить, причём находясь за рулём, потому что если сам не прочувствуешь, то все разговоры о том, хорошо ли дороги содержатся или плохо, просто никакого смысла не будут иметь, не увидишь ничего. Когда сам едешь, там всё видно. Поэтому наша задача остаётся прежней – мы должны иметь нормальную дорожную сеть. Надо привести в порядок федеральные дороги. За последние годы здесь усилия довольно серьёзные предпринимались.

Мы приняли решение перейти с 2014 года на 100-процентное нормативное обеспечение ремонта и содержания таких трасс, я имею в виду федеральных. В результате свыше 60%, а именно 63,3%, федеральных дорог оцениваются как соответствующие нормативным требованиям. Но на уровне регионов, ещё раз повторюсь, и особенно местных дорог картина очень-очень разная. Надо признаться, что ситуация меняется не теми темпами, как всем бы хотелось. Жалоб и претензий водителей огромное количество. Может быть, раньше эта проблема гораздо менее остро ощущалась, хотя дороги и не были лучше, но просто было меньше машин, да и сами машины, наверное, были похуже, такие более привычные к тому качеству дорог, которое сложилось ещё с советских времён. Но сейчас жизнь изменилась, и запросы у людей совершенно другие, в общем, вполне понятные.

Сегодня мы послушаем губернаторов о том, как решаются эти задачи.

Во время одного из мероприятий, это было в Саратовской области, я говорил о том, как нужно действовать, какой механизм нужно создать для финансирования и контроля качества дорожной сети. Создана и работает система региональных дорожных фондов, где аккумулируются определённые ресурсы на строительство, ремонт и содержание дорог, а именно акцизы, транспортный налог и межбюджетные трансферты. Но, скажем прямо, ситуация очень разная. Некоторые территории используют эти средства не по прямому назначению, а направляют их на решение других задач, что с точки зрения дорожного хозяйства, конечно, неправильно, хотя зачастую объясняется неотложными нуждами региона.

Федеральный центр будет оказывать регионам поддержку. В прошлом году на развитие региональных и местных дорожных сетей были выделены субсидии и межбюджетные трансферты общим объёмом более 150 млрд рублей, причём по разным направлениям. В этом году продолжится софинансирование региональных программ дорожного строительства. Правительство уже распределило межбюджетные трансферты на эти цели, общий объём – 52,5 млрд.

Региону вместе с Министерством транспорта нужно будет продолжить работу над тем, чтобы внедрять программно-целевые подходы к организации дорожной деятельности. Понятно, что проблема не вчерашняя и для России очень сложная, всё-таки не стоит забывать, что мы самое большое государство в мире, и создать нормальную дорожную сеть в нашей стране несколько сложнее, чем, скажем, в центре Европы. Тем не менее работать всё равно необходимо, ресурсы для этого требуются очень значительные, но двигаться вперёд нужно. В том числе поэтапно переходить на соблюдение нормативных требований и не только в отношении федеральных трасс, но и в отношении региональных и местных трасс.

Я хотел бы услышать, как организована работа по заключению соглашений между регионами и Федеральным дорожным агентством, какие здесь существуют сложности, какие перспективы. Поговорим и о возможностях новых строек, и о ремонте дорог после зимы.

Здесь, у нас, в этом помещении и на связи находятся представители одних из самых проблемных регионов, хотя проблемы с качеством дорог есть практически в каждом регионе. Тем не менее здесь и на связи регионы, у которых этих проблем больше, регионы, где по разным причинам состояние региональных и местных дорог хуже, чем среднероссийское, и откуда приходит большое количество обращений в Правительство и мне лично по социальным сетям по поводу того, в каком состоянии пребывают дороги.

Давайте сначала послушаем сообщение Министра транспорта. Пожалуйста, Максим Юрьевич, коротко доложите, а потом послушаем ещё губернаторов о том, что они собираются предпринимать и какие предложения у них есть. Прошу вас.

М.Соколов: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Состояние автодорожной сети регионов – это та часть работы и федеральных, и региональных властей, которая всегда на виду, и если работа выполняется не вполне качественно, то все власти получают заслуженные упрёки. Несмотря на предпринимаемые Правительством Российской Федерации меры по поддержке дорожной деятельности в субъектах, ситуация с состоянием региональной сети меняется крайне медленно. За последние два года соответствие нормативным требованиям по всей сети региональных дорог увеличилось всего лишь на 1%, и сейчас (на конец 2015 года) составляет 38,8%.

Вы дали данные, уважаемый Дмитрий Анатольевич, по федеральным дорогам. Вот здесь динамика за два года – с 45 до 64%.

Медленные темпы, конечно же, объясняются тем, что сегодня финансируется только 14–15% от нормативной потребности в работах по капитальному ремонту и ремонту региональных автомобильных дорог.

Учитывая масштаб задач, которые стоят перед регионами, Президентом Российской Федерации было дано указание направить в регионы половину, то есть 1 рубль, от дополнительных доходов, получаемых в этом году от повышения акцизов на моторное топливо с 1 апреля текущего года.

По нашим оценкам, объём таких дополнительных доходов составит около 38 млрд рублей. Здесь крайне важно, чтобы пользователи дорог – водители, пешеходы, пассажиры – могли как можно скорее увидеть и почувствовать результаты наших усилий по улучшению состояния, поэтому мы предлагаем эти дополнительные доходы направить на осуществление именно ремонта и на мероприятия по восстановлению региональных и местных муниципальных дорог, имея в виду их поверхностную обработку, нанесение разметки, обустройство тротуаров, замену верхнего слоя асфальта. Это требует меньше времени и ресурсов для приведения дорог в нормальное состояние (не нужно проходить экспертизу и серьёзную разработку проектной документации) и даёт ощутимый результат по улучшению качества дорожного покрытия.

По приблизительным расчётам, на эти средства от повышения акцизов можно будет дополнительно отремонтировать до 3 тыс. км дорог плюсом к тем почти 13 тыс. км, которые субъекты уже запланировали в своих программах на 2016 год. И здесь со стороны субъектов важно обеспечить целевое использование, во-первых, этих дополнительных доходов и незамедлительно откорректировать как свои бюджеты в части увеличения на эту сумму, так и, соответственно, свои программы по ремонту дорог в летний период. Минтранс, Федеральное дорожное агентство со своей стороны, конечно же, обеспечат и контроль, и необходимую поддержку работы регионов в этой части.

Что касается принятых неделю назад Правительством решений по предоставлению межбюджетных трансфертов, то докладываю, что в настоящее время Минтрансом, Росавтодором организовано заключение соглашений о предоставлении трансфертов согласно утверждённому и подписанному Вами, Дмитрий Анатольевич, распоряжению. По состоянию на 27 апреля для согласования и подписания в Росавтодор прибыли представители администраций 78 субъектов Российской Федерации. Некоторые пока к нам ещё не доехали: Чукотка, Сахалин, Вологодская область, сегодня глава Тверской области прибыл, мы с ним эту работу проведём.

На данный момент подписаны девять соглашений на сумму порядка 4 млрд рублей, и деньги уже пошли в регионы. Представляется необходимым поручить субъектам Российской Федерации активизировать эту работу по заключению соглашений и принять исчерпывающие меры по достижению плановых показателей региональных программ. До 20 мая, согласно утверждённым правилам предоставления, мы эти трансферты направим – это порядка 30 млрд рублей.

Единственное (просили доложить о проблемах, которые могут возникнуть), мы видим, что в связи с введёнными требованиями о заключении соглашений в системе «Электронный бюджет» с подготовкой этих соглашений могут возникнуть затруднения, поскольку бо́льшая часть субъектов пока просто физически не имеет возможности подписать соглашение в этой системе. Поэтому хотел бы обратиться к Вам и просил бы также Минфин отнестись к этому с пониманием, чтобы, может быть, в этой части до конца года приостановить действие данной нормы, пока субъекты не подключатся в полном объёме к этой системе, иначе может возникнуть задержка, которая потом приведёт к срыву сроков планового проведения ремонтных работ.

Теперь по дополнительным предложениям, которые по Вашему поручению, Дмитрий Анатольевич, мы подготовили. Анализ состояния региональной и муниципальной дорожной сети показал, что имеется ряд субъектов, где, без преувеличения, наблюдается критическое состояние дорог, особенно в городах и особенно в столицах субъектов, где с учётом роста автомобилизации уличная дорожная сеть быстрее приходит в негодность.

Д.Медведев: Я это подтверждаю, потому что абсолютное большинство обращений (абсолютное, 98–99%) приходит из центров субъектов Федерации, не откуда-то из деревень – может быть, там просто у людей требования немножко пониже…

М.Соколов: В связи с этим мы считаем возможным порядка 10 млрд рублей из средств, которые сегодня запланированы в расходных обязательствах бюджета в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда грузовиков с массой выше 12 т (так называемая система сбора «Платон»), направить на предоставление дополнительных трансфертов по следующим направлениям. Это субъекты, где критическое состояние дорог в целом и в том числе в столицах субъектов, – это Волгоградская область, Саратовская, Омская, Костромская, Тверская, Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская, Рязанская, Владимирская, Кировская, Самарская… Это данные, так сказать, официальной статистики. И в субъекты, где в целом есть критическое состояние дорог, не только в столицах, – это Республика Алтай, Челябинская область, Калмыкия, Республика Марий Эл.А также адресно в города, где именно, по нашим оценкам, наибольшие проблемы, – это Екатеринбург и Ростов-на-Дону.

Вот это перечень регионов и отдельно городов, которые (не только, кстати, по нашим оценкам, но и оценкам независимых общественных организаций, в том числе по итогам автопробега, который организовал Общероссийский народный фронт по второй половине 2015 года) требуют немедленного вмешательства в вопросы улучшения качества дорог и уличной сети, на тех же принципах, о которых я сказал выше, то есть это в первоочередном порядке ремонт, текущий ремонт, может быть, где-то капитальный, где есть проектная документация.

Поэтому по итогам сегодняшнего селектора прошу поддержать подготовленный перечень, чтобы мы незамедлительно приступили к дальнейшей реализации мероприятий.

Для этого необходимо оперативно по названным мною субъектам и городам подготовить и направить на согласование необходимые дополнения в правила предоставления межбюджетных трансфертов, и такие правила мы готовы подготовить уже до 6 мая. Одновременно в субъектах Федерации необходимо создать межведомственные рабочие группы с участием представителей федеральных органов, в первую очередь Росавтодора и его территориальных подразделений, для проведения обследования и определения точных сумм на ремонт участков включения в программы соответствующих работ.

По итогам этого обследования мы готовы – хотя это срок сжатый, всё равно мы считаем, что мы справимся вместе с субъектами с этой задачей, – до 12 мая оперативно составить планы по выполнению работ, оценить ресурсы и внести в Правительство соответствующий проект распоряжения, а в дальнейшем эти созданные группы также организуют оперативное управление за ходом выполнения работ и мониторинг. В этом случае мы сможем уже в середине мая, рассмотрев на Правительстве этот вопрос, подписать соответствующее распоряжение и к концу мая довести эти деньги до субъектов Федерации, заключив дополнительные соглашения и, таким образом, уже выведя технику на работы, сконцентрировав ресурсы.

Также прошу рекомендовать по итогам селектора названным субъектам Российской Федерации в кратчайшие сроки приступить уже к подготовке, вместе с подрядными организациями, вместе с асфальтобетонными заводами, к выполнению этой задачи. А мы с Федеральным дорожным агентством обеспечим необходимый контроль.

Вы уже обратили внимание на то, что не все субъекты исполняют свои обязательства по доведению средств в региональные дорожные фонды непосредственно на цели развития дорожного хозяйства. Только в 2015 году 56 регионов недонаправили в свои дорожные фонды 55 млрд рублей.

Кстати, среди названных мной субъектов только три, наоборот, дополнительно направили в свои региональные дорожные фонды дополнительные суммы – это Ростовская область, Самарская область и Республика Алтай. Остальные субъекты из названных тоже не довели в полном объёме средства на эти цели, и, конечно же, это тут же сказалось на качестве дорожной сети.

Поэтому Минфином подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, которые прошли уже в Госдуме первое чтение, и эти поправки предусматривают обязательное увеличение объёмов дорожного фонда на положительную разницу между фактически поступившими и прогнозировавшимися объёмами доходов, чтобы возместить недофинансирование дорожных фондов. Также предложено увеличить процент от акцизов, направляемых в региональные дорожные фонды, в соответствии с поручением Президента с 77 до 88%.

Мы эту позицию поддерживаем, но вместе с тем по Федеральному дорожному фонду вот эту норму о том, что 1 рубль направляется на сбалансированность бюджета в целом, предлагаю считать временной, исключительно относящейся к 2016 году, а с 2017 года вернуться к 100-процентному направлению доходов от акцизов в региональный и федеральный дорожные фонды, как это и закладывалось идеологией Федерального закона «О дорожных фондах», чтобы мы смогли кардинально улучшить ситуацию с региональными дорогами.

Мы эту позицию представили, и я Вам, Дмитрий Анатольевич, её доложил, она также поддерживается и Министерством экономического развития. В связи с этим в тот проект поправок к федеральному закону, который лежит на столах, необходимо добавить возврат к базовому коэффициенту исчисления Федерального дорожного фонда 0,83 против предложенного Минфином на сегодняшний день 0,59.

В заключение хотел выразить не просто надежду, но уверенность, что совместная работа и предложенные меры уже в этом году, даже в летний период, позволят переломить ситуацию с состоянием автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации и конкретно в городах, муниципалитетах, и мы для этого сделаем всё возможное. Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Ладно, мы посмотрим, что получится. Давайте теперь дадим высказаться руководителям регионов, у которых реально много проблем и по которым на самом деле я получаю огромное количество обращений от людей, таких, надо признаться, очень эмоциональных, жёстких, с оценками и самих властей, и состояния дорог в этих регионах.

Пожалуйста, губернатор Омской области Виктор Иванович Назаров.

В.Назаров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Неудовлетворительное состояние ряда дорог в Омске и Омской области было обусловлено недофинансированием дорожной отрасли, на чём Вы акцентировали внимание, за последнее десятилетие. Существенное влияние также оказали аномальные погодные условия прошедшей зимы, когда у нас в ноябре-декабре шли дожди и здесь же резко понижалась температура – асфальт разорвало, и весной он просто вскрылся, особенно в областном центре, в результате чего и получилась такая ситуация, что жители стали на это очень сильно реагировать.

Безусловно, ещё сыграли роль паводки прошлых лет, когда у нас пострадали семь северных районов области. Сегодня вновь паводки продолжаются, и прежде всего разрушается дорожное покрытие в результате паводковых вод. У нас из 32 районов уже в 24 районах сегодня идёт разрушение дорог в результате паводка. Приступаем к ремонту там, где возможно, но дорожное покрытие настолько напиталось водой, что просто невозможно сегодня приступить к ремонту.

Тем не менее уже работу эту начали. У нас в 2016 году объём дорожного фонда составляет порядка 5,2 млрд рублей – это в два раза больше, чем в прошлом году. Также мы получили по ряду федеральных программ ещё 1,3 млрд рублей, и хотел бы сказать огромное спасибо Министерству транспорта, что поддержали нас и вернули деньги, которые мы не успели использовать в прошлом году, и Вам за то, что Вы подписали постановление. Мы уже с учётом подписанного соглашения получили 331 млн рублей. Это позволит нам отремонтировать более 200 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, что в четыре раза больше, чем уровень 2015 года. Кроме того, мы, планируем в этом году построить, реконструировать не менее 100 км дорог с твёрдым покрытием – это в три раза больше по сравнению с прошлым годом. И четыре мостовых перехода, которые пострадали в результате паводка. Частично заложили деньги на дорожную технику, чтобы содержать дорожное покрытие в надлежащем состоянии.

Вы обратили внимание, Дмитрий Анатольевич, что у нас в этом году 300-летний юбилей города, и, конечно же, основной поток жалоб – от жителей областного центра. Поэтому на областной центр мы сегодня выделяем 1,2 млрд рублей. 21 автомобильную дорогу запланировали, и с 6 мая мы будем приступать к ремонту и восстановлению дорожного покрытия.

С учётом сказанного Максимом Юрьевичем (Соколов), что мы сохраняем весь дорожный фонд в полном объёме, мы понимаем, что, действительно, сегодня эти деньги надо «красить» и на иные цели их выделять уже больше нельзя. Поэтому мы сохраняем на уровне 5 млрд, и, соответственно, тот задел, который мы сегодня определили, безусловно, поддержим на том же уровне, который необходим, чтобы хотя бы привести в соответствие те дороги, которые сегодня особенно необходимы.

Поэтому, безусловно, задача, поставленная Вами, понятна. Будем исполнять.

Спасибо.

Д.Медведев: Понятно. Вот что хочу отметить: у нас действительно страна сложная, дорожная сеть огромная и погодные условия очень сложные. Понятно, что у нас дороги труднее содержать, чем в Италии. С другой стороны, нужно использовать технологии, которые приспособлены к нашему климату. Это ключевая задача, в том числе для всех дорожников. Потому что для тех, кто этим занимается как бизнесом, гораздо выгоднее чего-то покидать слегка, а на следующий год прийти и сказать: «Давайте снова платите, потому что дорожная сеть пришла в негодность. Такой у нас климат, ничего сделать нельзя». Но мы с вами люди взрослые и опытные. Каждый из присутствующих бывал на северах вне пределов нашей страны, в условной Скандинавии, где климат не лучше нашего, или в Канаде – тоже не лучше нашего климат, а почему-то таких вспучиваний не бывает, таких провалов после наводнений тоже не бывает. Значит, просто технологии нормально соблюдаются и воруют меньше гораздо.

Поэтому надо – здесь я не только к губернаторам обращаюсь, но ко всем, кто отвечает за нормативы, – Максим Юрьевич, смотреть за этим, а если кто-то их не соблюдает из тех, кто принял на себя обязательства по сооружению дорог, по реконструкции дорожной сети, по созданию новых дорог, значит, надо их выгонять, привлекать к ответственности, прокуратуру на них напускать, чтобы они работали как следует.

Теперь, пожалуйста, Волгоградская область. Прежде всего, Андрей Иванович (обращаясь к А.Бочарову), естественно, о самом Волгограде, он у нас уникальный город по длине. И сеть у него такая же. Пожалуйста.

А.Бочаров: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Остановлюсь сразу на Волгограде, на дорожной сети города. Транспортный узел города Волгограда является ключевым в решении проблем Волгоградской области как транзитного региона, потому что он является важнейшим в Южном федеральном округе. Именно в городе Волгограде сходятся транспортные пути с Поволжья, Урала, Сибири, Центральной России, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Повышенный объём транзитного транспорта, недофинансирование отрасли, несоответствие дорожной сети современным нагрузкам и требованиям… Необходимо отметить, Дмитрий Анатольевич, что на самом деле Вы абсолютно правы. У нас на сегодняшний день от чего всё зависит? От основы, которая есть под дорожным полотном. Надо сказать, что то, что было заложено ещё в 1950–1960-х годах, сегодня превратилось в пыль и песок. На сегодняшний день нам необходимо, конечно, рассматривать полностью уже вопросы по переоборудованию всей нашей дорожной сети.

Надо отметить, Дмитрий Анатольевич, что на сегодня у нас автодороги находятся в ненадлежащем состоянии. У нас, конечно, есть особенность города: он тянется вдоль Волги порядка 100 км. У нас отсутствует объездная дорога. Естественно, всё это существенно увеличивает нагрузку на внутригородские дороги, и по факту они являются продолжением федеральных трасс.

На сегодняшний день все серьёзные транспортные инфраструктурные, инженерные сооружения находятся уже в ненадлежащем состоянии. С 1950–1960-х годов не проводилось никаких ремонтов, что, естественно, вызывает озабоченность у нас и у федеральных структур, у Министерства транспорта в части создания новой инфраструктуры.

Для решения этой по-настоящему для нас стратегической задачи, Дмитрий Анатольевич, принято решение средства дорожного фонда направлять исключительно на дорожную сеть. Надо отметить, что в 2014 году, и здесь Вы абсолютно правы, мы израсходовали на дорожную сеть только 43,3% средств, которые были направлены на дорожный фонд, но в 2015 году – уже больше 70%.

Кроме всего, мы ещё восстанавливали. В 2014 году – 2,8 млрд рублей, а в 2015 году – 785 млн рублей в дорожный фонд. При этом в 2016 году задача поставлена максимально использовать дорожный фонд, на 100%. Плюс ещё до 1 млрд рублей – дополнительное восстановление тех средств, которые были ещё с 2012 года.

Следующее. Определены приоритеты в решении проблем дорожной отрасли. Невозможно сделать дороги, если мы не сделаем инфраструктуру, поэтому мы приняли решение основные объекты (это объекты, связанные с мостовыми переходами) привести в надлежащее состояние, заняться строительством и реконструкцией путепроводов, мостов, тоннелей, от которых зависит транспортная доступность.

В 2015 году мы сдали известный уже на всю страну тоннель на Тулака, который строили 20 лет и который на сегодняшний день обеспечивает хорошую транспортную доступность между районами города.

В 2014 году мы сдали путепровод «Шоссе Авиаторов» в районе аэропорта, который тоже обеспечивает транспортную доступность.

В 2016 году мы планируем сдать мост Комсомольский, Самарский разъезд и мост через реку Царицу (это конец 2016 года) и в этом же году перейти к проектированию очень сложного по своему инженерному решению мостового перехода через Волго-Донской канал. Мы начинаем проектирование и планируем его закончить уже к 2020 году. Это на самом деле даст нам дополнительные возможности в части транспортной доступности всего региона и города.

Наряду с этим принято решение о приведении в нормативное состояние основных транспортных артерий города. Эти все средства выделяются из областного бюджета. Совместно с Министерством транспорта обсуждается приведение в нормативное состояние Третьей и части Второй продольной магистрали. Они используются в настоящее время как транзитные дороги, соединяющие четыре федеральных трассы, и основная нагрузка лежит непосредственно на этих трассах.

Мы, конечно, сегодня реализуем и проект в Средней Ахтубе, пойма, – это строительство моста через Ахтубу. Конечно, там сегодня существуют проблемы с подрядчиком, но я думаю, что в ближайшее время мы этот вопрос решим.

Дмитрий Анатольевич, предложение. Сегодня мы видим достаточно активное приведение в нормативное состояние федеральных трасс, понимаем, что необходимо, может быть, подумать и рассмотреть вопрос о создании государственной программы по совместному приведению в нормативное состояние опорной сети в областных центрах региональных и местных дорог. Это было бы очень важно, потому что вложение финансовых средств здесь требуется достаточно приличное.

И мы, Дмитрий Анатольевич, абсолютно Вас поддерживаем (когда Вы встречались с депутатами Государственной Думы и когда выступали на коллегии Минфина), что вопрос формирования и использования дорожного фонда необходимо рассматривать во всём комплексе межбюджетных отношений. Мы поддерживаем Ваши предложения по совершенствованию межбюджетных отношений, которые Вы высказали на этих встречах. Для нас это очень важно.

В чём это заключается, Дмитрий Анатольевич? Мы проанализировали, те полномочия, которые были переданы из федерального центра в период с 2012 по 2015 год без определённого финансирования…

Кроме того, мы неоднократно обсуждаем консолидированную группу налогоплательщиков. И на сегодняшний день было определённое предложение, что доходы не должны снижаться в тех регионах, в которых снижены поступления бюджета от консолидированной группы налогоплательщиков.

Мы сегодня видим, что за этот период Министерство финансов Российской Федерации нам компенсировало 4,4 млрд рублей, но, к сожалению, ещё не компенсировано ещё порядка 5,6 млрд рублей. Это приличные средства.

Кроме всего, Дмитрий Анатольевич, мы понимаем, что дорожный фонд формируется, с основными источниками формирования тоже понятно. Собираемые на территории Российской Федерации акцизы за нефтепродукты подлежат распределению в консолидированные бюджеты субъектов через уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства.

Были установлены нормативы: в 2013 году у меня был норматив 1,8% примерно, а в 2016 году у меня уже 1,57%. Когда мы собирали до введения дорожных фондов, мы посчитали, сколько Волгоградская область теряет тогда от введения этих нормативов. У нас получается, что с 2012 по 2015 год в общей сложности 25,6 млрд рублей.

О чём это говорит? Нельзя рассматривать формирование дорожных фондов как отдельную структуру, их необходимо рассматривать исключительно в рамках межбюджетных отношений. Потому что те обязательства, которые лежат сегодня на субъектах Российской Федерации, распространяются далеко за пределы дорожного фонда. И когда руководители принимают те или иные решения, они, конечно, исходят из поручений Президента, Ваших, Дмитрий Анатольевич, закона о бюджете, который мы принимаем на каждый год, и, естественно, эти выпадающие доходы не учитываются тогда.

Следующее предложение, исходя из этого, Дмитрий Анатольевич. Мы с нашими коллегами обсуждали и хотели бы несколько предложений внести для рассмотрения.

В целях стабилизации обстановки в бюджетной и финансовой сфере, соблюдения условий соглашения с Минфином по предоставленным бюджетным кредитам и ускорения процесса восстановления средств дорожного фонда необходимо на федеральном уровне уточнить методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а именно.

При расчёте налогового потенциала субъекта не учитывать поступления по акцизам на нефтепродукты и транспортного налога, это позволит более корректно оценивать потенциал региона, в том числе нашей области, которым мы обладаем, для финансирования социально значимых расходов. При распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности принимать во внимание подушевую обеспеченность. Необходимо внести изменения, которые позволят сократить разрывы подушевых доходов между регионами – они у нас огромные, – и это даст нам дополнительную возможность.

Субсидии и иные дотации, на наш взгляд, не позволяют компенсировать разрывы подушевых доходов между регионами, которые сохраняются даже после выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Поэтому необходимо нивелировать данный недостаток методики путём предоставления дополнительной финансовой помощи регионам, которые по собственным доходам могут находиться в числе 25 регионов внизу.

Поэтому мы считаем, что в случае комплексного подхода, исходя из Вашего поручения, Дмитрий Анатольевич, по более тщательному подходу к более качественному формированию межбюджетных отношений, можно изменить данную ситуацию, что позволит субъектам Российской Федерации находить, изыскивать средства на выполнение тех обязательств, которые лежат перед ними, и, естественно, на формирование и использование дорожного фонда исключительно по назначению. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо. Давайте послушаем ещё главу Республики Алтай. Пожалуйста, Александр Васильевич.

А.Бердников: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, пользуясь возможностью, разрешите коротко доложить о ликвидации последствий разрушительного паводка 2014 года, когда буквально за несколько дней снесло всё наше дорожное хозяйство в пропасть – было разрушено 222 км дорог, снесено, разрушено 235 мостов. На сегодня благодаря оперативно принятым решениям Правительства Российской Федерации, слаженной работе с Министерством транспорта, мы сегодня все проблемы решили, восстановили полностью дорожную инфраструктуру.
Есть три серьёзных мостовых перехода, мы их завершим в ближайшее время, ко второй половине активного туристического сезона. Это, конечно, показало, что мы в беде можем работать активно, качественно и с хорошими показателями. Это первое.

Второе. Вы, выступая в Государственной Думе не так давно, правильно сказали, что развитие туризма без развитой дорожно-транспортной инфраструктуры невозможно, несовместимы эти понятия. Сегодня общепризнано, что Республика Алтай, Горный Алтай, является одним из формирующихся, развивающихся центров федерального российского туризма, и вот то состояние дорог, которое у нас сегодня есть, конечно, не вызывает восторга у прибывающих к нам гостей. За 2015 год рост турпотока увеличился на 30%, 1,8 млн приехало в Горный Алтай.

Конечно, у нас пять объектов ЮНЕСКО, такие известные, как озеро Телецкое (первое после Байкала по запасам пресной воды), гора Белуха (Рериховские места), плато Укок, где пойдёт, дай бог, газопровод «Сила Сибири – 2», они привлекают туристов, и активно. Но отсутствие нормальных дорог сдерживает этот поток. Поэтому, конечно, нужно развивать эти вещи. Ну и Чуйский тракт (здесь нужно опять же слова благодарности дорожникам сказать, транспортникам) входит, по оценкам ЮНЕСКО, в число пяти красивейших дорог мира. 93% – в принципе отличная дорога до границы с Монголией. Вопросов нет. Но региональные дороги, конечно, все убиты.

Максим Юрьевич нас здесь похвалил, может быть, заслуженно, может быть, нет, что при всей сложности наших финансовых ресурсов мы всё равно, учитывая важность развития туротрасли, направили в дорожный фонд из других источников, порезали, потому что нужно это было делать. У нас были такие привлекательные места, которые десятилетиями не были доступны не только для туристов, но и для населения. Просто не было мостовых переходов. Мы сконцентрировали все наши ресурсы и построили без паводковых денег 30 новых мостовых переходов. Мы дорогами не занимались, потому что нужно было поднять из руин мосты. Сегодня мы эту проблему закрыли, мосты нормальные, проезжие. Конечно, требуются дороги.

И такое предложение, Дмитрий Анатольевич. Деньги лежат просто под ногами, Вы тоже это озвучили коротко. Вот экологический сбор. 6 тыс. на территорию республики въезжает машин в активную фазу туристического сезона. Кто хочет отдыхать, тот должен и платить. Просто некоторые ведут себя как колонизаторы, понимаете. Вот приехал, взял, разрушил, переломал, бросил и уехал. Мы не в состоянии вот такую антропогенную нагрузку сами переработать.

Мы первые построили завод по переработке твёрдых бытовых отходов за Уралом за 350 млн. Всё мы это делаем, но без помощи федерального центра, в частности приведения дорог в нормальное состояние для дальнейшего развития центра федерального российского туризма на Алтае, конечно, нам будет сложно, что бы мы ни делали. 700 млн – дорожный фонд, 7 тыс. – протяжённость дорог, поэтому без помощи нам сложно обойтись. Спасибо.

<…>

Дата создания страницы:
29.04.2016 16:54:00
Дата изменения страницы:
29.04.2016 16:54:00